Три контакта с НЛО во фрилансе
2 июля — всемирный день уфологов и НЛО. В честь дня неопознанных летающих объектов поговорим о тех необъяснимых логикой явлениях во фрилансе, из-за которых фрилансеры и заказчики не любят друг друга.
1 контакт
Заказчики не писатели, поэтому оформить в слова то, что хотят в итоге получить, могут не всегда. И когда фрилансер делает работу так, как считает нужным, возникает спор. Заказчик требует переделку, а фрилансер оплату, потому что это дополнительная работа, не указанная в техзадании.
Именно для этого рекомендуется высылать для заполнения бриф. Но как заказчику его заполнить? Он смотрит на пространство между буквами и не понимает что туда писать.
Как помочь заполнить бриф? Либо просить отвечать на вопросы в скайпе. Либо сделать бриф в виде теста с выбором правильного ответа.
Еще один нюанс: убедитесь, что под каждым термином вы с заказчиком понимаете одно и то же.
Пример. Копирайтер пытается выпытать у заказчика в каком жанре писать и кто целевая аудитория. Заказчик этих ругательных слов не знает. Поэтому кидает ссылку на готовую страничку со словами: «Вот так надо».
Копирайтер думает, что это текст этой же компании, вычисляет по нему целевую аудиторию и стиль текста. Пишет. Сдает заказчику.
И только после этого выясняется, что заказчику просто дизайн понравился. А текст тут вообще ни при чем — он его даже не читал.
Таким образом, чтобы ваш мир не посетил НЛО, необходимо приступать к выполнению заказа только если в точности оговорили условия работы.
В любом случае будьте готовы что-то переделать или доказать, что этого делать не нужно. Вам платят не за часы, отсиженные за компьютером, а за результат. Пусть результат и зависит не только от фрилансера.
2 контакт
Время.
К счастью, большинство бирж, на которых зарабатывают новички, стали вводить срок сдачи заказа. Однако проблема встречается и среди довольно опытных фрилансеров, работающих вне биржи.
Заказчик указывает конкретный срок сдачи проекта. Например «срочно».
Фрилансер решает, что время еще есть и занимается другими делами.
Когда заказчик начинает нервничать в скайпе, решается взяться за работу и… понимает, что времени было назначено в обрез или даже меньше, чем необходимо для выполнения заказа. И теперь точно ничего не успеть, даже если совсем не ложиться спать.
Начинает городить привычные отговорки: не было интернета, болел, отключали свет… чтобы потянуть с датой сдачи. Либо просто пропадает.
В итоге, пару раз попав на подобных райтеров, заказчик будет умнее. Закажет тексты сразу у 2-3 человек и тому, кто припозднится, ничего не заплатит. Теперь уже взвоют райтеры — как так, заказчик получил текст, а деньги не платит!
Про предоплату с такими заказчиками даже не заговаривайте.
3 контакт
— Кинет или не кинет?
Эта мысль посещает как фрилансеров, так и заказчиков. Фрилансеры боятся остаться без гонорара, а заказчики — срыва сроков сдачи проекта.
И чем дольше вращаются в этой каше те и другие, тем опасливее становятся. Тем больше фрилансеры начинают требовать предоплату. Тем чаще заказчики начинают беречь свои деньги.
Поиск заказчика и исполнителя — одна из главных проблем обеих сторон. Обе стороны боятся нарваться на мошенников или непрофессионалов.
Как обезопасить себя с той и другой стороны? Многие фрилансеры являются по совместительству заказчиками. В том числе и автор сего поста.
Советы для фрилансеров:
1. Завести собственную площадку для связи с заказчиками без посредничества бирж.
2. Размещать свежие примеры работ, отзывы и кейсы в портфолио.
3.Публиковаться под своей фамилией или псевдонимом в популярных СМИ.
4. Общаться с уже имеющимися заказчиками, предлагать дополнительную работу в подарок или со скидкой.
5. Качественной работой и общением формировать очередь из клиентов и запускать сарафанное радио.
6. Постоянно учиться, постигать новые вершины мастерства в своем деле и рассказывать об этом.
7. Составить правила работы с клиентами, вывесить их на главной странице своего сайта и неукоснительно придерживаться.
Советы для заказчика:
1. Дружите со специалистами. Хотя бы в социальных сетях.
2. Вступите в группу одной из социальных сетей, в которой общаются фрилансеры и по качеству постов сможете определить кто качественно выполнит работу. Успешные фрилансеры обычно в соцсетях публикуют свои кейсы и ссылки на работу.
3. Смотрите портфолио, отзывы и кейсы. Но лучше перепроверьте — найдите пару заказчиков, указанных там, и попросите рекомендации. Портфолио, к сожалению, может быть поддельным.
4. Спрашивайте у коллег о фрилансерах, с которыми они работали. Ведите список фрилансеров с адресом для связи и пометками о их качествах.
5. Тщательно оформляйте техзадание. Попросите кого-нибудь прочитать его и сказать все ли понятно. Те места, что будут не понятны, нужно будет конкретизировать.
6. Уточняйте у фрилансера по каждому пункту техзадания насколько точно он вас понял. Пусть перескажет своими словами.
7. Ставьте сроки для сдачи работ не впритык к сдаче всего проекта. Оставляйте времени достаточно для того, чтобы можно было переделать или заказать у другого фрилансера.
Резюме
Любой конфликт между фрилансером и заказчиком — результат недопонятости. Каждый человек разговаривает на своем языке. Для кого-то срочно — это вчера. Для другого — через неделю.
Чем конкретнее и точнее вы будете выяснять запрос другого человека, тем больше шансов, что избежите конфликта и лишних часов работы.
Да, мы не знаем кто летает на НЛО и на каком языке он разговаривает. Но контакт с заказчиком у нас всегда есть. За редким исключением. И чем больше сведений мы вытянем, тем больше шансов, что наша работа понравится.
Кстати, к специалистам высокого уровня обычно не докапываются по мелочам. А значит это еще один мотивационный пункт для того, чтобы совершенствоваться.