Методы и приемы в коучинге
У каждого коуча есть свои излюбленные методы и приемы. Однако использовать можно не все и не каждый. Все зависит от того, какой клиент придет и с каким запросом.
Если клиент — аналитик по натуре, то хорошо работают разнообразные списки.
Если он художественного склада, то можно рисовать картины будущего словами.
Если человек деятельного характера, то пойдут упражнения по пересаживанию со стула на стул или ходьба из угла в угол.
Какой бы запрос не был у клиента, важно вопросами выявить истинную причину обращения.
К примеру, одна дама, назовем ее Леной, однажды обратилась ко мне с запросом «как увеличить доход от бизнеса». Она сидела в отпуске по уходу за ребенком, работала по вечерам на ивентах, муж помогал. А днем муж работал на нелюбимой работе.
Истинным запросом было привлечь мужа в бизнес, чтобы он стал более семейным и успешным.
С чем мы успешно справились, параллельно увеличив поток клиентов. Определив какие моменты можно перепоручить мужу, что ему нравится. Затем нашли способы увеличить количество заказов, и он сам решил уйти с работы.
Модели в коучинге применяются самые разные, чаще всего это GROW или SMART — постановка цели и способов ее достижения.
А техник в коучинге просто громадное количество. Самые известные — колесо жизненного баланса, 6 шляп мышления, стратегия Уолта Диснея, модификация опыта, линия времени, стол менторов и масса других.
Самое важное в коучинге — найти ту технику, которая будет понятна и логична для клиента. Тогда сессия пройдет быстро и продуктивно.
Колесо жизненного баланса — довольно длительная техника и заезженная. Не каждый клиент может на нее согласиться. Всем хочется новенького.
6 шляп мышления подойдет тем, кто умеет мыслить абстрактно, то есть художникам по натуре. Человек артистического характера, умеющий перевоплотиться из новатора в критика, чтобы рассмотреть один и тот же вопрос.
Линия времени тоже довольно абстрактное упражнение — клиенту нужно уметь представлять себя на разных этапах достижения цели. Вполне возможно, что представив, что цель достигнута, он испытает разочарование. И тогда цель придется менять.
Метод списков «100» очень удобен, но не каждый может сочинить столько вариантов. Зато потом выбирать из них методом перебора удобно. Просто берешь два соседних и выбираешь тот, который из двоих лучше. И так до конца списка. 1 и 2, 1 и 3, 1 и 100, 2 и 3, 2 и 100… Где больше галочек-палочек, тот вариант предпочтительней.
Успешность любой техники — правдивости клиента, а на это может повлиять коуч, который чувствует собеседника и вовремя возвращает в верное русло, если видит, что он вышел из него.