История на миллион долларов. Роберт Макки
Роберт Макки — мастер сторителлинга, у него учились голливудские режиссеры и сценаристы, создавшие кассовые фильмы.
В этой книге на 464 страницах обнажается вся подноготная труда сценаристов, сочиняющих те сцены, которые вновь и вновь прокручиваются в голове после просмотра фильма.
Кому стоит читать эту книгу:
— сценаристам, сочиняющим сценарии для полнометражных фильмов и сериалов;
— авторам художественной литературы;
— сценаристам рекламных роликов;
— всем людям, желающих научиться создавать сильные образы.
Какие сложности возникли при прочтении книги.
- Каждый тезис автор рассматривает на примере голливудских фильмов, большинство из которых я не смотрела. Однако сцены разбираются и описываются так подробно, что особой надобности смотреть все фильмы не возникло.
- После того, как прочла около сотни «легких» инфобизнесовых книг, читающихся на одном дыхании и рассказывающих одно и то же разными словами, эта книга читается тяжело. Нужно думать, проигрывать в мыслях варианты сценариев, чтобы точнее понять, о чем говорит автор.
- Книгу осваивала 1,5 месяца.
Тезисы, которые мне запомнились
Два варианта гарантированно неудачных сценариев:
1. Личная история – рассказ о себе, и только о себе.
2. История с «гарантированным коммерческим успехом» — взрывы, убийства, слезы, море крови.
Сценарий не равно история. История в фильме идет «между строк». О прошлом героя мы узнаем как бы случайно.
Сценарий (фильм, рассказ, статья) может начаться в любой момент истории.
Зритель (читатель) может в самом начале узнать, кто убийца – увидеть саму сцену убийства. И весь фильм гадать – догадается детектив, кто убийца или нет. Либо не узнать до самого финала, вместе с детективом изучая все новые и новые улики. То есть порядок сцен зависит от того, что выбирает автор в качестве удерживающего стимула.
Ценность истории может быть разной, и не всегда ценность одна. Роберт Макки схематично рассмотрел массу вариантов ценностей. Пример:
Меньше диалогов и тем более монологов. Покажите состояние людей так, чтобы все было понятно без слов. Если же герой не может молчать, пусть это будут краткие фразы, а не пространные сложносочиненные предложения.
«Закадровый комментарий» — самый простой способ рассказать историю, не требует художественных инструментов. К нему прибегают начинающие и неопытные сценаристы.
Развязка должна быть предсказуемой, но неожиданной. Если читатель читает текст, и он заканчивается так, как он и ожидал, то читатель будет разочарован. Если читатель будет удивлен развязкой, хотя видит именно то, что и ожидал, то фильм-книга запомнится. Как вариант – оставить читателя гадать, как же в итоге закончилась история.
Персонаж – не человек. Людям свойственно непостоянство. Персонаж обладает определенным характером и может совершать только предсказуемые поступки. Он может сомневаться, но в итоге поступает именно так, как от него ожидают. В ином случае у него возникает еще больше проблем и он возвращается на проторенную дорогу. Либо зрители (читатели) перестают верить.
Персонажа нужно любить. Нельзя описывать человека или ситуацию, ощущая негативные эмоции. Читатель чувствует фальшь.
Сценаристы, создавая сценарий к очередному фильму, знают, что режиссер и актеры привнесут в него свое видение. А создатели художественной литературы и статьей такой привилегии не имеют. Тем более тщательно необходимо тестировать тексты на целевой аудитории – насколько верно они понимают прочитанное.
Название фильма — маркетинговое средство, призванное сразу дать понять, что это за фильм. Кассовость во многом зависит не только от рекламы, но и от того, насколько совпадут ожидания людей и то, что они получат при просмотре.
Ничего незначащие названия ничего не значат. К примеру, любимое название фильма Роберта Макки «Мгновение за мгновением». Именно так он называет каждый свой новый сценарий, пока не придумает ему окончательное название.
Жанры
Киножанрам в книге отведено очень много места. Подробнейшим образом описывается как создать персонажей в каждом жанре, как создавать образы и сценарии. Каждый момент рассматривается на примере определенного фильма.
Пересказать невозможно — это нужно изучать самому.
Как создавать сценарии
Неправильный метод – снаружи вовнутрь. Придумываются интересные сцены и потом их пытаются сплести между собой в один сценарий. В итоге получается калейдоскоп сцен с натянутым смыслом.
Правильный метод – изнутри снаружи. Создаем саму историю, проживаем ее. Описываем на карточках смысл и ощущения от каждой сцены. Карточки можно перемешивать и рассказывать по ним историю, пока не поймете, в каком порядке она получается более животрепещущей.
Затем пишем сценарий без диалогов – подробно описываем действия и ощущения героев. И лишь когда результат нас удовлетворяет, добавляем диалоги.
В заключение приведена басня, рассказывающая почему нужно учиться и работать, не смотря на страхи.
Резюме: книгу стоит прочитать всем райтерам и копирайтерам, сценаристам и просто творческим людям для расширения кругозора. Каждый найдет в ней что-то полезное или подтверждающее его взгляды на создание образов и историй.
Благодаря книге можно научится смотреть фильмы не чувствами, а мозгом. Хотя, возможно, кому-то это как раз и не понравится 😉
Приобрести книгу в твердом переплете можно тут: озон
Или в мягкой обложке тут: опять озон.