Как преодолеть страх перед пустым листом
Дар начинания есть высшая способность человека.
Ханна Арендт
Помните? Вы сидите перед компьютером с пустым листом Word и не можете начать писать текст.
Со мной тоже так было. И не раз.
Хотя в этой теме за нас все давным-давно придумали. И для того, чтобы помочь тем, кто все еще страдает этой болезнью, я собрала способы начала текстов, которые когда-либо использовала.
Нас все учат, что самое главное в тексте — заголовок.
Но подобрать заголовок в 21-м веке – раз плюнуть. По тем же шаблонам можно сгенерировать их в один момент штук 10-20. Протестировать и оставить лучший. Я обычно заказчикам отсылаю текст с несколькими заголовками для тестирования. Отличный повод потом обратиться с вопросом – который дал большую конверсию. Ну и напроситься на отзыв.
Привлекая внимание заголовком, мы должны захватить читателя началом текста. Чтобы быть уверенными, что текст дочитают до конца и сделают то, что вы попросите.
Вариантов написания первого абзаца масса. Часть из них вы можете увидеть ниже.
Самые простые варианты, отлично подходят новичкам в сочинительстве:
Первый – обыгрывание заголовка
Чаще всего делается, когда заголовок не описывает тему и не наталкивает на мысль о том, что будет в тексте, а шокирует. Всех задолбавший пример: «женщина умерла во время тренинга».
Однако можно использовать и для уточнения темы, для ее развития по методу скользкой горки Шугермана – когда короткие предложения заканчиваются точкой, но не имеют законченного смысла. И тем самым побуждают читать следующее предложение, так как не отвечают на вопрос читателя «и что?». Нужно подробнее? Спросите у гугла.
Второй – погружение в историю
Здесь важно выбрать историю, которая взволнует тех, кто будет читать.
К примеру, статья о том, как научить детей плавать. Это может быть история о ребенке, в 10 лет ставшим мастером спорта по плаванию. Или о ребенке, страдавшем ДЦП, который стал нормальным после пары лет занятий в бассейне.
Такие истории найти не трудно – поройтесь на форумах, в которых общается ваша целевая аудитория. Очень хорошо разместить в тексте фото этого ребенка с медалями или два фото – с кривыми ручками-ножками и подросший, стоящий прямо ребенок. Разумеется, для публикации фото нужно просить разрешение родителей малыша.
Третий — цифры
Какие-нибудь статистические данные или факт (к примеру, чтобы дойти до солнца пешком, понадобится 2000 лет). Чем шокирующее это звучит, тем лучше, хотя это и не обязательно.
Для тех, кто уже написал свои 10 тыщ знаков:
Четвертый – риторический вопрос
Что-нибудь из серии «вы знали»? Однако не переборщите. Читатель может задуматься и уйти. Поэтому вопрос подбирайте очень волнующий и известный вашей целевой аудитории.
При этом риторические вопросы хорошо использовать не только в начале, а по всему тексту. Главное искусство их применения – чтобы вопрос не заставлял задуматься и пойти попить чай или позвонить родителям. Нужно так оформить вопрос, чтобы читатель кивнул головой и продолжил чтение.
Пятый – провокация
Желательно не вызывать негатив у читателя. Особенно если вы — начинающий писатель. Из негатива людей нужно уметь аккуратно выводить.
Шестой – цитаты, анекдоты, поговорки
В принципе, классический прием, используемый всеми писателями с незапамятных времен. Главное – не отвлечь анекдотом или цитатой от текста, а заставить начать читать.
Седьмой — триггер внимания
Это такие слова, как «представьте», «помните» и т.п. погружают человека в мыслительный процесс благодаря отдаче короткой команды.
Восьмой – новости
Это могут быть любые новости по теме. Чем новость горячее и больнее, тем выше будет вероятность не только прочтения, но и комментирования, и цитирования данного текста.
Огромный минус – очень жаркие темы (особенно политические и религиозные) могут раздробить аудиторию на части. И если текст используется для информирования подписчиков, часть из них можно потерять. Поэтому свою личную точку зрения по данной теме лучше не высказывать. Просто информировать. А это бывает очень сложно.
Девятый – картинка
Ну да, это не совсем писательское мастерство. Скорее касается оформления текста. Однако необычная, а лучше шуточная и к тому же уникальная (чтобы ее точно никто нигде не видел до этого) картинка повышает интерес и настраивает на «одобрямс» даже случайного читателя, который не совсем в теме.
Так как же начать статью?
Начните как можете. Я предпочитаю писать статьи так, как течет из головы – просто быстро записывая мысли. И лишь потом, во время корректировки, удаляю все, что оказалась вначале и придумываю заголовок с первым абзацем.
Кстати, по времени на данную процедуру тратится примерно треть от всего написания статьи. Начало могу переписывать несколько раз, как и менять заголовок. Пока не пойму, что мне это надоело.
Кстати, если заметили по этой статье, в начале можно использовать не одну из описанных техник, а сразу несколько.
Удачи в творчестве!
P.S. Поделитесь в комментариях, как вы боретесь со своим пустым листом.